Боголюбово

Село Боголюбово расположено в 10 км от Владимира. Современное шоссе разделяет территорию древнего г. Боголюбова, оставляя слева — старые земляные валы и рвы, справа — Боголюбов монастырь. 

Летопись за 1158 г. приводит данные о строительстве Боголюбова: “Постави ей (Богородице) храм на реце на Клязьме две церкви камены и створи град Камне”. Под второй церковью подразумевается церковь Покрова, чей стройный белеющий силуэт хорошо виден с Боголюбского холма. Боголюбове было любимой княжеской резиденцией кн. Андрея. Здесь он принимал иноземных послов, здесь завязывались торговые и политические связи с другими княжествами, осуществляя идею княжеского единовластия. 

Основание княжеского города связано с чудесным вмешательством Богоматери. Летом 1155 г. Андрей переезжал из Вышгоро-да в Суздаль, захватив с собой чудотворный образ Богоматери. Внезапно кони остановились, и никакие силы не могли сдвинуть их с места. Ночью молящемуся князю явилась Богоматерь и повелела везти икону во Владимир, а не в Суздаль. На этом же месте Ею было велено основать храм в честь Своего Рождения. С этого дня Владимирская икона стала главной святыней и символом Святой Руси, а Владимиро-Суздальская земля — центром Русского государства. 

Тогда же по княжескому повелению была написана Боголюбивая (или Боголюбская) икона Божией Матери, в том виде как Владычица явилась св. кн. Андрею в ночном видении. Ныне икона эта находится в Свято-Успенском Княгинином женском монастыре г. Владимира и прославилась многими чудесами. Древний город почти не сохранился, но археологические исследования показали, что весь город, его стены и башни были белокаменными. Основанный здесь в 1155 г. кн. Андреем Свято-Боголюбский монастырь не раз становился серьезной преградой для врага. 

Время и события не пощадили Боголюбове. Первое разорение принес ему рязанский кн. Глеб (1177), затем оно неоднократно разорялось татаро-монгольскими полчищами, не избежало оно разорений и в Смутное время. 

ЧУДО НА НЕРЛИ. 
Храм Покрова Божией Матери — чудо на Нерли “Мгновение, прекрасно ты, продлись, постой!” — молил гетевский Фауст. Остановить мгновение удалось безвестным древнерусским зодчим — здесь на Нерли. Прекрасные мгновения, запечатленные на века, — трудно дать другое определение церкви Покрова на Нерли, построенной всего за полгода. Церковь была посвящена новому празднику -- Покрова, который самовластно вместе с владимирским епископом учредил в 1165 г. кн. Андрей Боголюбский. Культ Богоматери на владимирской земле необычайно силен, все церкви были так или иначе посвящены Ей, как особой покровительнице Владимирского княжества. 

Храм на Нерли стал первым Покровским храмом на Руси. Житие св. князя связывает его строительство также со скорбью Андрея о сыне Изяславе, который умер от ран, полученных в битве с булгарами в 1164 г. Уединенно и свободно была по ставлена Покровская церковь среди лугов Клязьмы, очаровывая своим стройным белокаменным силуэтом проходящие караваны судов с Волги, Оки и торговые корабли с Востока. Весной во время разлива на три с половиной метра поднимаются воды Нерли и Клязьмы, заключая это “диво дивное” в плен природной стихии. Это было учтено строителями и холм, по распоряжению князя, был укреплен сложным фундаментом глубиной 5,3 м и обложен плитами. 

В простоте архитектуры этой церкви есть совершенство гармонии ее лаконичных, стройных пропорций, белокаменной резьбы, ощущение невесомости форм с просторами полей, глади рек и тишины. 

В художественном облике Покровской церкви можно заметить сходство с песнопениями и поэтическими образами службы на Покров, созданной в то время. Богоматерь является в светлом облике “паче солнечных лучей”, как явилась она Андрею Юродивому и Епифанию во Влахернской церкви, окруженного врагами Царьграда, защищая своим покровом всех людей. Она сравнивается с “горой нерассекаемой”, “лествицей (лестницей) небесной”, “пристанищем”. В церковной жизни Владимира при кн. Андрее царила особая одухотворенность, вера в чудотворное покровительство Богоматери, вера в избранность Владимира, в его призвание быть, подобно древнему Киеву, духовным центром всей Руси. 

Создание духовной преемственности от Киева, желание не только повторить торжественность архитектуры “матери городов русских”, но и превзойти ее по красоте, изяществу и богатству -вот один из скрытых мотивов в строительстве Успенского и Дмитриевского соборов, а также и этого чуда на Нерли. 

В 1784 г. игумен Боголюбова монастыря Парфений выхлопотал разрешение разобрать Покровскую церковь, чтобы использовать ее материал для строительства монастыря. Но рабочие из-за трудности работ завысили цену, и сделка не состоялась. По другой версии, работнику, взобравшемуся на купол, попала в глаз золотая соринка, отчего он сразу ослеп, и тот отговорил других рабочих не участвовать в этом богопротивном деле. 

Храм летний, службы в нем проходят только летом. Открыт для посещения туристам. Рядом с Покровской церковью находится храм Трех Святителей, построенный в 1884 г. 

Храм находится в 1,5 км от Боголюбова монастыря.
<p><br></p>