Пригороды Санкт-Петербурга

Загородные резиденции императорской семьи.

Царское Село

 

Царское Село - парадная летняя императорская резиденция, место официальных приемов русской знати и иностранных дипломатов — представляет собой роскошный дворцово-парковый ансамбль, воплотивший в себе все своеобразие русской и европейской художественной культуры 18 столетия.

 

Первый скромный дворец здесь построили для супруги Петра I Екатерины Алексеевны. Это были «каменные палаты о 16 светлицах». После ее кончины эти земли унаследовала дочь Петра, Елизавета Петровна - любительница роскоши и развлечений. Она поручила архитектору Ф.-Б.Растрелли перестроить дворец.

 

Зодчий создал подлинный архитектурный шедевр в стиле барокко, с протянувшейся почти на 300 метрованфиладой комнат и парадных залов, обильно декорированных позолотой и многочисленными затейливыми вычурными «барочными» украшениями.

 

В «золотую» анфиладу дворца включена и знаменитая Янтарная комната, подаренная Петру I прусским королем Фридрихом, похищенная в годы Второй мировой войны и созданная заново нашими талантливыми мастерами. Официальное открытие возрожденной Янтарной комнаты состоялось в юбилейном для города 2003-м году.

 

В царствование Екатерины II дворцово-парковый комплекс обрел характер целостного художественного ансамбля. По проекту Чарльза Камерона рядом с дворцом была возведена легкая изящная колоннада на массивном каменном основании - Камеронова галерея, парк украсили памятные знаки, напоминающие о славных победах в русско-турецких войнах.

 

 Для любимого внука императрицы великого князя Александра Павловича (будущего императора Александра I) по проекту Дж. Кваренги построен Александровский дворец. Именно этот дворец приглянулся последнему русскому государю Николаю II. Царская семья проживала здесь с 1905 по 1917 год, здесь же находилась под домашним арестом, отсюда была отправлена в Тобольск, а затем — в Екатеринбург. В настоящее время в Александровском дворце открыта выставка, посвященная пребыванию в Царском Селе последней в истории России августейшей семьи.

 

Рядом с Екатерининским дворцом, в бывшем дворцовом флигеле, находится мемориальный музей-Лицей.

Лицей был привилегированным учебным заведением, основанным в 1811 году императором Александром I  исключительно для детей дворян.

 Из стен Лицея вышли многие государственные и общественные деятели, писатели и ученые, выдающиеся люди России: дипломат, будущий канцлер Александр Горчаков, адмирал Федор Матюшкин, декабристы Иван Пущин и Вильгельм Кюхельбекер, поэт Антон Дельвиг. В числе первых лицеистов был и будущий великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин, учившийся здесь с 1811 по 1817 гг.

 

В Царском Селе он создал свои первые поэтические произведения, во многом навеянные образами этих мест. Экспозиция музея рассказывает, как проходила в нем учеба в XIX и начале XX века, о юности великого поэта.

 

Петергоф

 

«Столица фонтанов», «жемчужина искусства» - Петергофский дворцово-парковый ансамбль расположен на южном побережье Финского залива в 30 км от Санкт-Петербурга.

 

Петергоф (Петродворец) - это один из самых красивых дворцово-парковых ансамблей Петербурга. Его строительство началось в 1714 году.  По замыслу Петра I Петергоф должен был, с одной стороны, равняться в великолепии с самыми знаменитыми королевскими резиденциям Европы, с другой - стать триумфальным памятником успешного завершения Северной войны и выходу России к Балтийскому морю.

 

Петергоф, что в переводе с голландского, означает «двор Петра»,  можно в буквальном смысле называть "Петра твореньем".

До наших дней сохранились собственноручные рисунки императора, чертежи с его пометками и исправлениями, прочие документы, подтверждающие, что Петр I не только занимался общей планировкой петергофского ансамбля, но и разрабатывал отдельные детали архитектурных сооружений и фонтанов. Работы по созданию новой резиденции велись с ошеломляющей быстротой, и уже в августе 1723 года состоялось ее торжественное открытие.

К этому времени был распланирован Нижний парк, прорыт Морской канал, действовала часть фонтанов, были построены малые дворцы «Монплезир» и «Марли», а на естественном уступе высотой 16 метроввозведен Большой дворец («верхние палаты»).

 

 В середине XVIII века Большой дворец был перестроен в стиле барокко под руководством Ф.-Б.Растрелли. Дворец окружают Верхний регулярный сад и Нижний парк, где действует одно из самых крупных фонтанных сооружений мира – Большой каскад. 

 

 Композиционным центром каскада является фонтан «Самсон» со статуей библейского Самсона, раздирающего пасть льву. Этот фонтан стал символом победы русских над шведами: лев был частью герба Швеции, а Петра часто сравнивали с Самсоном. Это самый высокий петергофский фонтан, высота струи которого может подниматься до 20 метров.

  Всего же в парках сейчас действуют более 150 фонтанов и 4 каскада. В целом дворцово-парковый ансамбль Петергофа насчитывает ныне 19 дворцов-музеев, расположенных также в Александрии, Ораниенбауме и Стрельне.

 

Во время Великой Отечественной войны Петродворец был захвачен немцами. Его оккупация длилась почти три года, и за это время немцы взорвали и сожгли Большой дворец, нанесли тяжелый урон фонтанам и парку. То, что сейчас мы имеем возможность любоваться уникальной красотой Петергофа, гармонией искусства и природы, получившей отражение в парках и фонтанах этого города-музея, - плоды многолетнего кропотливого и самоотверженного труда реставраторов.

 

 

Павловск

 

В 27 км от Санкт-Петербурга по берегам спокойной, неторопливой реки Славянки на площади 600 гараскинулся живописный пейзажный Павловский парк.

 

В ожерелье пригородных дворцово-парковых ансамблей Павловск - самый молодой. Его история началась в 1777 году, когда Екатерина II отписала своему сыну великому князю Павлу Петровичу часть царских охотничьих угодий - 362 десятины земли. Столь щедрый подарок государыня сделала по случаю рождения внука Александра (будущего императора Александра I).

 В 1780 году созданием дворцово-паркового ансамбля занялся архитектор Чарльз Камерон. По его проекту на высоком берегу р. Славянки был возведен великолепный дворец, построен ряд парковых павильонов.

 

Вскоре после воцарения, император Павел I подарил Павловск своей супруге. Вкусы и пристрастия Марии Федоровны нашли отражение в оформлении интерьеров дворца, наполненного сокровищами русского, европейского и античного искусства. На первом этаже располагались жилые комнаты и «личные покои», на втором — анфилада парадных залов, на третьем — служебные помещения.

 

Среди музейных залов такие архитектурные шедевры, как Итальянский и Греческий залы, Ковровый кабинет, залы Войны и Мира, Тронный зал, Картинная галерея, Кабинет-фонарик, Библиотека России.

 

В отличие от Царского Села и Петергофа — представительских резиденций, содержащихся за счет казны, Павловск — частное владение императрицы Марии и ее наследников. Этим объясняется особая, камерная, уютная атмосфера дворца, а тенистые аллеи парка, живописная долина р. Славянки, небольшие павильоны помогают на время отрешиться от повседневных забот и наслаждаться божественной красотой природы.

<p><br></p>